Барометр Первый в Украине: как переселенец из Луганщины добился выплаты пенсии за 6 лет

Первый в Украине: как переселенец из Луганщины добился выплаты пенсии за 6 лет

Просмотров: 337
13 Травня 2021, 12:34

Переселенец из Луганской области Сергей Кендзеерский через суд добился выплаты пенсии по инвалидности за 6 лет боевых действий на Донбассе. До 2019 года мужчина жил на временно оккупированной территории, когда удалось выехать — получил отказ в пенсионных выплатах.

Первый в Украине: как переселенец из Луганщины добился выплаты пенсии за 6 лет

Судебная волокита длилась более полугода, но суд всё-таки принял сторону пенсионера. Правозащитники называют это дело знаковым, ведь Фемида, опираясь на международное право, приняла во внимание документы, выданные пенсионеру на оккупированной территории.

Как бороться за свои права — разбирались журналисты программы “Право на право” телеканала “Дом“.

Переезд и начало борьбы

Уроженец Донбасса Сергей Кендзеерский с недавних пор живёт в частном доме недалеко от города Днипра. Ютятся одной большой семьёй — к детям, которые переехали сразу после начала боевых действий на Донбассе, они с женой переселились в 2019 году.

Сергей Кендзеерский

Мешать родственникам не хотели, говорит Сергей, но и оставаться на неподконтрольной территории уже не было сил. Жить с инвалидностью и без лекарств стало невыносимо.

“Диагноз, который поставили мне в больнице в Луганске по поводу моих почек, был очень и очень неутешительный. Мы поняли, что лечиться там невозможно. Мало того, что специалистов не осталось, к этому добавилось то, что просто не было чем лечиться”, — рассказывает переселенец.

Выжить на малой родине Сергею удалось совершенно немыслимым образом — ведь он был активистом проукраинского казацкого движения, проводил патриотические фестивали и возрождал украинские традиции. Хотя с началом боевых действий на Донбассе всё изменилось, но менять исконно казацкую причёску принципиально не стал.

“Фотография в паспорте, представьте себе, 45 лет, она вклеена, вышиванка и оселедець… Любое обращение было чревато тем, что меня сразу идентифицировали, понимаете? Есть такая народная молва о том, что если богу нужен человек, то он его как-то поддерживает. Наверное, в моём случае это тоже сработало, я остался жив”, — говорит Сергей.

Проживая на неподконтрольной территории, пенсионер в течение пяти лет не получал положенных в Украине выплат по инвалидности, а ездить за пенсией на подконтрольную территорию возможности не имел. А помимо мизерного пособия от так называемых “властей ЛНР” едва сводили с супругой концы с концами за счёт подсобного хозяйства и помощи друзей. Когда же переселились на подконтрольную территорию, он сразу же обратился в Пенсионный фонд. Рассчитывал получить средства и за пропущенный период.

“Несмотря на то, что каждый год, и даже в 2014-2015 годах, когда на территории, где я проживал, велись активные боевые действия, я лежал в больнице, я проходил там МСЭК. За каждый год я имею подтверждение — справки МСЭКа. Я предоставил это все в Пенсионный фонд, но ответ был таковым — печати “ЛНР” недействительны на территории Украины”, — говорит переселенец.

И формально в Пенсионном фонде были правы, подтверждает заместитель начальника ГУ Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области Наталья Корнийчук.

“Чётко прописано, что любые органы, должностные лица на временно оккупированной территории и их деятельность считаются незаконными. И любой акт, решение, документ, который выдаётся такими органами, считается недействительным и не создаёт никаких правовых последствий”, — говорит она.

Наталья Корнийчук

Аргумент пенсионера, что он физически не мог выехать с неподконтрольной территории для прохождения медкомиссии, в фонде не приняли. А поскольку в фонд он обратился не вовремя, предложили оформить пенсию с нуля.

“Это статья 35 закона об обязательном государственном пенсионном страховании, которой предусмотрено, что, если прошло более 5 лет после прекращения выплаты пенсии по инвалидности, пенсия назначается на общих основаниях”, — уточняет Наталья Корнийчук.

Сергей Кендзеерский говорит — для этого надо было предоставить все документы, то есть справки о стаже и о заработной плате.

“Мои все увещевания по поводу того, что, ребята, вы ж поймите, я не с курортов приехал… А, может быть, там уже и нет этих архивов, потому что вот именно по Антрациту я чётко знаю — был пожар в здании Антрацитовского архива. Там у “казачков” в своё время база была, что-то не поделили между собой, был пожар”, — вспоминает пенсионер.

“Намибийское исключение”

Возможно, многие отступили бы, но Сергей не сдался. Обратившись к правозащитникам, он вместе с ними начал отстаивать своё право на выплаты в суде.

“В исковом заявлении мы указывали, что он не мог выехать на подконтрольную Украине территорию, это не зависело от его воли. Это происходило по состоянию его здоровья. И просили применить так называемое “намибийское исключение”, когда документы так называемых неподконтрольных “органов власти” должны признаваться на территории Украины с целью недопущения нарушения прав человека”, — рассказывает адвокат ОО “Правозащитная группа “СИЧ” Марина Киптила.

“Намибийское исключение” активно используют в своей практике европейские судебные инстанции. Впервые они были сформулированы Международным судом ООН и были связаны с присутствием на территории Намибии сил из Южной Африки в 1970-х годах прошлого века. Главный принцип — документы, выданные оккупационными “властями”, должны приниматься во внимание судами, если иное приводит к серьёзным нарушениям прав человека.

Марина Киптила

Прецедентное право сыграло свою роль и в Днипровском окружном административном суде. Полгода судебных разбирательств закончились для Сергея Кендзеерского победой. Пенсию за 6 лет удалось отстоять.

“Суд признал, что причина пропуска 5-летнего срока обращения в Пенсионный фонд — уважительная. Достаточно аргументированно ссылался и на практику Европейского суда по правам человека, и на аналогичные выводы, изложенные в постановлениях Верховного суда. Это законное решение”, — подчёркивает Марина Киптила.

Добиться положенных выплат, впрочем, удалось не сразу. Сергею вместе с адвокатом пришлось дополнительно составлять ходатайство о принудительных мерах судебного контроля за принятым уже решением. Только после этого Пенсионный фонд рассчитался с пенсионером.

Новый иск — за моральный ущерб

Однако и это не конец. Сергей намерен подавать ещё один иск.

“Выплаченные на сегодняшний день деньги, которые начислил и выплатил Пенсионный фонд, обесценены. То есть, не учтена ни инфляция, ни подорожание. И ещё одним шагом, который, я уверен, доведу до логического завершения, будет заявление о компенсации морального вреда”, — говорит Сергей Кендзеерский.

Сергей Кендзеерский

К такому повороту событий в Пенсионном фонде готовы. Какими бы ни были решения последующих судов, там обещают их выполнить.

“Каждый гражданин имеет право обращения в суд по тем вопросам, которые его волнуют,  если считает, что нарушены права. И в зависимости от того, какое решение принимает суд, изучив документальные доказательства, если будет соответствующее решение суда, то будем разбираться и решать вопрос”, — подчёркивает заместитель начальника ГУ Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области Наталья Корнийчук,

Между тем, подобное дело, в котором Сергей Кендзеерский вышел победителем, — первое в Украине. Правозащитники уверены, этот прецедент может помочь многим людям в решении схожих проблем.

“Если они регулярно проходили МСЭК на неподконтрольной Украине территории и смогут выехать на территорию Украины и зарегистрироваться как внутренне перемещённые лица и пройти МСЭК на территории Украины, то могут подать иск также к Пенсионному фонду. И я считаю, что на основании этого решения, думаю, что будут удовлетворены такие иски”, — убеждена Марина Киптила.

Переселенец Сергей Кендзеерский говорит: на неподконтрольной Украине территории есть граждане, имеющие проукраинскую позицию, и готовые переехать на подконтрольную территорию. Но останавливает вопрос — где и на что жить?

“Есть у меня и знакомых много там, и которые имеют проукраинскую позицию, но всех останавливает вот эта ситуация — где жить? Близкий товарищ есть у меня, шахтный пенсионер. Он говорит, вот я приеду — и что дальше? Да, хорошая пенсия, но здоровья тоже нет, понимаете?”, — говорит пенсионер.

Сергей Миронович очень скучает по своей малой родине. Но отдаёт себе отчёт, что, в отличие от подконтрольной территории Украины, шансы добиться хоть какой-то справедливости на оккупированной части Донбасса — нулевые.

А в тоске по родной земле согревает степного казака сабля, чудом провезённая через линию соприкосновения.

“А вот она — реликвия. Сестричка моя, которая прошла со мной путь с Донбасса сюда. Это то, что каждому мужчине украинскому свойственно”, — говорит Сергей.

Сергей Кендзеерский

Читайте только лучшее: подпишитесь на Telegram-канал "Барометр".

© 2013-2024 інформаційний сайт "Барометр"
E-mail: [email protected]
Продукція сайту Барометр є його власністю. Публікація та використання матеріалів дозволено лише за наявності активного гіперпосилання на джерело.

Редакція сайту може не розділяти думку автора та не несе відповідальності за авторські матеріали.

© 2024 сайт "Барометр".
E-mail: [email protected]