Заседание Кабмина 15 мая прошло под лозунгом “Россия, Укроборонпром, налоги”, во время которого было анонсировано очередную порцию экономических санкций против РФ.
Так называемыми “зеркальными мерами” относительно России должны стать, в частности, запрет на импорт российского цемента и фанеры, а также ужесточение правил ввоза на нашу территорию российских книг.
Министр экономики Степан Кубив анонсировал также специальные пошлины на российские товары уже с 1 августа 2019 года. Полученные средства (ожидается во второй половине 2019 года – 3,7 млрд гривен) будут идти в спецфонд, и затем тратиться на импортозамещение российских товаров. Законодательная база уже готовится МЭРТ.
Другой вопрос, который обсуждали в правительстве – финансовый аудит “Укроборонпрома”. Владимир Гройсман настаивает, чтобы уже в течение 10 днейкомпания закончила переговоры с аудиторами и определила победителя отбора. Тот должен незамедлительно начать проверки. Спешку премьера можно понять. Застолбив за собой статус “чистильщика” этого коррумпированного ведомства после недавних скандалов – это дополнительные баллы в предвыборной кампании Гройсмана.
Впрочем, далеко не всех это устраивает. Так, в правительстве напомнили, что речь идет о стратегическом направлении, а это – секретная информация. Поэтому аудит может проводить разве что Счетная палата. Иначе нужно вносить изменения в законодательство. Эта новость премьера явно расстроила, но сдаваться он не намерен. Уже к следующему Кабмину Гройсман поручил разработать новый законопроект.
На Кабмине был представлен также новый глава Налоговой службы Сергей Верланов. Его правительство утвердило еще на прошлой неделе, но тогда он на заседание на явился. В этот раз Верланов рассказал, что намерен предпринять в первую очередь. Впрочем, конкретных шагов он так и не озвучил. Заявил лишь, что сделает упор на “сервисную” часть налоговой службы, перезапустит электронный кабинет плательщика, будет набирать персонал на вакантные места на открытых конкурсах, а также рад видеть в налоговой выпускников вузов – юристов и экономистов.
Верланов хочет искоренить “теневую экономику”, но конкретики – как он будет это делать – пока тоже нет. А Владимир Гройсман напомнил, что нужно прежде уничтожить схемы. И ему, якобы, “не дают” этого сделать, в частности, заблокировав конкурс на нового главу таможни. По этому поводу возникла перепалка с нардепом Андреем Антонищаком (БПП), заблокировавшим тендер в суде. Его Гройсман окрестил “защитником схематоза”.
“Страна” разбиралась, что еще сегодня утвердил Кабмин.
Очередные санкции. Ждем ответки России
На заседании 15 мая Кабмин в очередной раз расширил санкционный список, запретив ввоз в Украину российской продукции еще по двум кодам: 2523 (глиноземный цемент, портландцемент, цемент шлаковый, сульфатостойкий и другие гидравлические цементы, окрашенные или неокрашенные, готовые или в виде клинкеров) и 4412 (фанера клееная, панели фанерные и аналогичные материалы из древесины).
Стоит отметить, что ранее в “черном списке” была одна позиция кода 2523 – цементные клинкеры. Но сейчас ее расширили до всей цементной группы. Фанера же оказалась “новичком” в санкционном перечне.
Как и при составлении прежних “запретных списков” правительство учло, в первую очередь, лоббистские пожелания украинского бизнеса.
Так, в пояснительной записке указано, что действующий запрет на ввоз российского цементного клинкера уже позволил увеличить внутреннее производство клинкера на 4,3%.
По данным Госстата, общий импорт цементной продукции из РФ до введения санкций на клинкер в 2017 году составлял около 33 млн долларов, а после введения – упал до 16,8 млн. Но это все равно на 2,4 млн долларов больше, чем в 2016 году. По мнению ассоциации “Укрцемент”, это говорит о попытках обойти запрет, ввозя не клинкер, а готовую цементную продукцию. Тотальный же запрет позволит отрасли создать тысячу новых рабочих мест и загрузить простаивающие мощности (из 24 печей для обжига клинкера задействовано только 10).
Похожая аргументация и по фанере. РФ остается крупнейшим производителем фанерной продукции, но вот свой рынок от конкурентов закрыла импортной пошлиной в 12%. В Украине же пошлина на ввоз такой продукции нулевая. Потому поставки к нам российской фанеры растут, а производство собственной – падает.
По данным ассоциации “Мебельдревпром”, при ориентированном объеме потребления в 2018 году 120 тысяч кубических метров, часть российской фанеры на нашем рынке составила около 32%. Если же поставки российской фанеры запретить, то отечественные производители смогут нарастить производство на 38 тысяч кубов или более чем на 20%.
Чем ответит Россия на очередные украинские запреты пока можно только гадать. В прошлый раз, в ответ на внесение 10 апреля Кабмином в санкционный список вагонных пружин, стеклянных банок и формалина, РФ, спустя неделю, выдала сенсационный запрет на поставки в Украину угля и нефти, а также жесткое ограничение по нефтепродуктам. Он вступает в силу в июне и еще непонятно как аукнется нашему рынку. Эксперты не исключают дефицит дизеля, бензина и автогаза, а также их подорожание, ведь на некоторым видам топлива на импорт из Росси приходится до 40%.
Поэтому новые запреты, по мнению экономиста Алексея Куща, лишь подтверждают на каком примитивном уровне у нас ведется санкционная политика. “Это не трезвый расчет властей, а, скорее, уступки лоббистам. У нас из каждой санкции торчат уши частного интереса. При этом ответной волны чиновники не просчитывают”, – говорит Кущ.
Еще меньше российских книг
Власти решили “усовершенствовать” борьбу и с российскими книгами. Кабмин внес изменения в свое постановление от 2017 года, прописывающее методы закрытия рынка для издательской продукции страны – агрессора. Оно, в свою очередь, было принято на выполнение закона №1780, утвержденного парламентом в конце 2016 года.
Но, как указано в пояснительной записке, “опыт реализации закона показал, что механизм ограничения доступа на украинский рынок иностранной печатной продукции требует усовершенствования”. Для этого вносятся изменения в существующий “Порядок изъятия из оборота издательской продукции из страны-агрессора”. Так, уполномоченные должностные лица Госкомтелерадио смогут изымать “запретную” издательскую продукцию по месту ее обнаружения.
Во время изъятия будет составляться протокол и накладываться административный штраф. Чтобы получить разрешение на ввоз российских книг, предприниматель должен подать в Госкомтелерадио по одному экземпляру каждой книги (ранее было достаточно электронной версии). Также в заявлении на выдачу разрешения должна быть указана максимально подробная информация, включая международный стандартный номер книги (ISBN), тираж, который ввозится в Украину и пр. При этом из дополнений к действующему Порядку вычеркнули сам бланк разрешения на ввоз книг (остались бланки только на заявление на получения разрешения, отказ и аннулирование разрешение). В какой форме теперь будет выдаваться само разрешение – непонятно.
Радиочастотный передел
Радиочастотный ресурс в Украине становится золотым. На своем заседании 15 мая Кабин одобрил проект закона, предусматривающий пересмотр ставок на его использование. Так, для сотовой радиосвязи в диапазонах 791-821 МГц, 832-862 МГц, 880-915 МГц, 925-960 МГц коэффициент рентной платы предлагается увеличить с 1,2 до 2.
Ставки рентной платы за пользование частотами, “пригодными к внедрению новых технологий” в диапазоне 2300-2400 МГц, 2575-2610 МГц, 3400-3800 МГц, независимо от вида связи хотят увеличить и вовсе в 65 раз – с 45,83 гривен до 3 000 гривен. Соответствующие изменения должны внести в Налоговый кодекс, если, конечно, парламент одобрит этот законопроект.
В пояснительной записке указано, что повышающий коэффициент, который ввели в 2017 году для диапазонов 791-821 МГц, 832-862 МГц, 880-915 МГц, 925-960 (1,2) не обеспечил ожидаемого “стимулирования” пользователей и эффективного использования радиочастотного ресурса.
С диапазонами 791-821 МГц, 832-862 МГц, 880-915 МГц, 925-960 МГц ситуация другая. Сейчас их используют телеканалы и радиостанции, при этом платят за каждый мегагерц всего 45,83 гривен в месяц.
А на аналогичные частоты, которые используют мобильные операторы ставка уже другая – 3 000 гривен. Поэтому ставки и решили изменить. Ожидается, что бюджет сможет получить дополнительно больше 727 млн гривен (всего около 1, 3 млрд). Если же отдельные пользователи откажутся от таких дорогих частот, то государства сможет повторно выставить их на тендер, и передать компаниям, которые готовы “внедрять новые технологии”.
“Могу предположить, что речь идёт о попытке создать предпосылки для решения трёх задач: конверсии под 3G/4G частот в 900 МГц диапазоне, которые сейчас могут использоваться “большой тройкой” только для 2G; расчистке спектра для 5G; подчистке “хвостов”, оставшихся после прошлогодней операции по “справедливой компенсации” структурам Рината Ахметова за частоты 2,6 ГГц спектра. Половина этих частот остаётся в распоряжении самого авторитетного бизнесмена страны и это создаёт ряд рисков для людей, которые помогли ему пристроить другую половину”, – пояснил эксперт телекоммуникационного рынка Роман Химич.
День ГБР
Раздавая налево и направо награды и звания перед своим уходом с поста президента, Петр Порошенко вспомнил и о Госбюро расследований. На Кабмин вынесли проект президентского указа о новом профессиональном празднике в Украине – дне ГБР. Его предлагается праздновать ежегодно 27 ноября. В этот день в 2018 году Госбюро расследований, собственно, начало работать (хотя формально было создано еще в 2016 году).
“С 27 ноября по 1 марта 2018 года общее число зарегистрированных ГБР заявлений о преступлениях достигло 5 794. Учитывая стремительный старт, предлагается на государственном уровне установить профессиональный праздник – День ГБР, который отмечать ежегодно 27 ноября. Это усовершенствует систему применения мер морального стимулирования труда работников ГБР”, – говорится в пояснительной записке.
Помимо “морального стимулирования”, служащие, наверняка смогут рассчитывать и на материальное. Ведь по сложившейся в госструктурах традиции, к профессиональному празднику работники получают премии, нередко в размере оклада. Как было анонсировано ранее, оперативный работник в ГБР получает порядка 35 тысяч гривен в месяц. На конец 2018 года в Госбюро расследований отчитались, что потратили на зарплаты сотрудникам более 41,3 млн гривен.
Налоговики против таможенников
Пока недавно назначенный глава налоговой службы пытается зарегистрировать своей ведомство после разделения ГФС, Минфин подсчитал, сколько же налоговиков и таможенников нам нужно.
Согласно предложению министерства, утвержденному Кабмином, аппарат обновленной налоговой службы составит 1 628 человек, а территориальных подразделений – 28 752 человек. При этом остается еще штат ГФС, который будет работать по таможенным вопросам, пока не выберут нового главу Таможенной службы (сейчас результаты тендера закодированы судом).
В аппарате ГФС будет работать 498 человек, а в территориальных органах – 10 300 человек. Всего – около 41,2 тысячи человек, что соответствует нынешнему штатному расписанию Государственной фискальной службы. То есть, все ее сотрудники будут пристроены. При этом планируется усилить таможенное направление, увеличив число работников территориальных подразделений на 135 человек за счет сокращения налоговиков. Но это будет не сейчас. Сейчас же, как отметила нардеп Татьяна Острикова, из таможни забрали людей в Налоговую службу, чем обрекли ее на дефицит кадров.
“Оставили всем чуть больше 10 тысяч человек, а нужно, как минимум, 15 тысяч”, – сказала она.
“Укравтодору” припомнили старые долги
Кабмин поручил главе “Укравтодора” Славомиру Новаку подписать мировое соглашение с испанской компанией Elsamex S. A. История ссоры украинских дорожников с испанскими подрядчиками тянется еще с 2013 года. Тогда наш “Укравтодор” подписал с компанией контракт на ремонт и содержание дороги Львов-Краковец, которую планировали сделать платной. Проект финансировался за счет займа Европейского банка.
А испанцы в свою очередь предоставили гарантии по контракту больше чем на 5 млн евро. Но уже в 2014 году договор был досрочно разорван “Укравтодором”. Свое решение тот аргументировал просто: темпы работ заграничного подрядчика, якобы, были слишком медленными. Денег испанцам тогда так и не заплатили. Более того, “Укравтодор” потребовал выплаты гарантийной суммы. Стороны долго судились за эти 5 млн евро и невыплаченные “Укравтодором” деньги. В итоге к 2016 году претензии Elsamex S. A. к “Укравтодору” составили уже почти 6 млн евро.
Более того, независимый эксперт, назначенный по поручению Международной торговой палаты организацией инженеров-консультантов (FIDIC) в 2017 году предложил “Укравтодору” вернуть испанцам банковскую гарантию и оплатить стоимость фактически выполненных работ (около 1,2 млн евро). Теперь эти условия должны быть прописаны в мировом соглашении. Если бы испанская компания подала на Украину в международный арбитраж, то, как указано в пояснительной записке, мы понесли бы дополнительные затраты в размере 3 млн евро.
Интересно, что мириться с иностранным подрядчиком “Укравтодор” будет за бюджетные средства. Дополнительную финансовую нагрузку разделят между несколькими бюджетными направлениями. В частности, из бюджета программы “Развитие сети и содержание дорог общего пользования государственного значения” планируется выплатить НДС в размере 20%.
Читайте только лучшее: подпишитесь на Telegram-канал "Барометр".