Украинцам все сложнее получить бесплатные медикаменты по государственной программе “Доступные лекарства”. Как на практике работает скандальная программа и почему из нее массово выходят аптеки.
Напомним, что Минздрав запустил эту программу еще в 2013 году, правда под другим названием (программа реимбурсации лекарств) и распространялась она только на препараты от гипертонии.
В 2017 году программу обновили, поменяли название и расширили спектр болезней. Предполагалось, что она должна преломить печальную статистику заболеваний сердца и сосудов, бронхиальной астмы и сахарного диабета. Ими в нашей стане страдает более 2,5 миллиона человек.
По задумке Минздрава, схема должна работать следующим образом: пациент обращается к своему семейному врачу за рецептом, а затем отоваривает его в аптеках-партнерах (их можно найти по специальным стикерам на входе). Препараты из специального списка можно брать бесплатно или с небольшой доплатой (до 20-30% от розничной цены). Аптекам же эти расходы компенсирует государство (на 2018 год в бюджете выделено порядка 1 млрд гривен).
Но на практике все не так гладко. Глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец говорит, что украинцы получают от государства не доступные, а, скорее, фантомные лекарства.
– “Широко разрекламированная программа “Доступные лекарства”, по которой пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой и диабетом второго типа, якобы, могут получит лекарства бесплатно или с незначительной доплатой, как оказалось, работает исключительно в воображении руководство страны. Практика показала, что де-факто программа не действует”, – написала Богомолец на своей странице в Facebook.
Глава Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков рассказал, что далеко не все аптеки хотят работать с государством, так как “бюджетные деньги уже закончились, и многим аптекам не платят”.
Между тем, в Минздраве проблемы не видят. Наоборот, рапортуют, что постоянно совершенствуют программу. Этим летом, к примеру, расширили список доступных препаратов (теперь их более 260, правда, совсем бесплатных лишь 59, за остальные нужно доплачивать). По данным ведомства, с начала года выписано порядка 14 млн. рецептов на бесплатные лекарства. Государству они обойдутся в 700 млн. грн., то есть, из запланированного 1 млрд. грн. деньги еще остаются, и их должно с лихвой хватить до конца года.
Почему программа “Доступные лекарства” дала сбой и будет ли она вообще работать.
Стикер есть – таблеток нету
Глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец начала мини-расследование по программе “Доступные лекарства” после встречи с киевскими пенсионерами. Выяснилось, что с двухсот присутствующих медикаменты по этой программе получало только два человека.
– “На мой вопрос, почему они не пользуются “доступными лекарствами”, люди ответили, что такие препараты есть лишь в отдельных аптеках, но и то, что предлагает государство, – им не подходит: самочувствие от таких медикаментов ухудшается”, – написала Богомолец на Facebook.
По ее словам, такая ситуация показалась, как минимум, странной. Ведь на сайте Минздрава указан длинный список аптек, которые принимают участие в программе (в самом министерстве отчитались, что таковых около 8 тыс. , то есть, каждая третья аптека в стране).
– “Мы решили провести эксперимент и обойти лично аптеки, чтобы поинтересоваться, принимают ли они участие в программе “Доступные лекарства”. Один из моих помощников прошел в Киеве пешком от проспекта Науки до Крещатика – почти 10 км – и зашел по дороге в 23 аптеки. Как оказалось, с более двух десятков аптек, которые указаны на сайте министерства в качестве партнеров, в программе реально принимает участие одна. То есть, имеем программу на бумаге, которой в реальной жизни по факту не существует. Но и в той единственной аптеке, которая принимает участие в программе “Доступные лекарства” , как оказалось, программа фактически не действует, так как препараты, предлагаемые пациентам, им неинтересны – вызывают сильные побочные эффекты. Как нам пояснили в этой аптеке, пациенты за медикаментами от Минздрава практически не обращаются. Лекарства оказались слишком доступными, чтобы ими можно было лечится”, – подытожила Богомолец.
Журналисты решили перепроверить результаты эксперимента Ольги Богомолец и также проинспектировала несколько аптек, правда, в спальных районах – на Оболони и Троещине.
Мы посетили десяток аптек, на входе в которые заметили стикер “Доступные лекарства”. Чтобы разузнать нюансы, пришлось придумать легенду о больной астмой бабушке, у которой есть рецепт на ингалятор “Беклофорт эвохалер” (один из препаратов из списка Минздрава). Ходить по аптекам в поисках лекарства старушке сложно, поэтому автор этих строк, якобы, и решила предварительно промониторить ассортимент и выяснить что к чему.
В трех аптеках ответили, что по программе “Доступные лекарства” они в общем-то работают, но пока взяли паузу: государство не платит им компенсации уже несколько месяцев и кредитовать пациентов из своего кармана аптеки, якобы, уже не могут. Предложили купить этот препарат за наличные – цена от 191,25 грн. до 235 грн. за упаковку.
Как рассказала фармацевт одной из аптек, многие люди, которые приходят с рецептами, в итоге берут таблетки за свои деньги, так как жалуются, что уже обошли несколько близлежащих аптек и ни в одной бесплатный рецепт не сработал.
Еще в пяти аптеках сказали, что такого лекарства пока нет в наличии. И предложили аналоги, но уже не по рецепту, а за деньги: “Беклазон Эко” за 270 гривен или “Альдецин” за 600 гривен.
Ингалятор для астматиков – препарат первой необходимости, как указано в инструкции, резко прекращать лечение им нельзя. Поэтому не удивительно, что не найдя лекарства по рецепту, люди вынуждены покупать его или более дорогой аналог за свои деньги.
По итогу только в двух аптеках удалось обнаружить лекарство для астматиков по рецепту.
Дорогие вместо бесплатных
Заместитель председателя правления Украинского врачебного общества Константин Надутый пояснил “Стране”: вполне возможно, что о готовности работать с Минздравом на словах заявило порядка 8 тысяч аптек, о которых и отчитались в ведомстве. Но, во-первых, нет общедоступной карты этой аптечной сети.
– “Есть целые регионы, где очень мало аптек, работающих по программе “Доступные лекарства”, их буквально по 2-3 на район. Люди с хроническими заболеваниями попросту не в состоянии искать такие точки”, – говорит Надутый.
Во-вторых, самим аптекам работа с государством, мягко говоря, невыгодна.
– “По-сути, они получают бумажную волокиту, низкую маржу на целом списке лекарств (не более 15%) плюс – кредитуют государство, так как деньги им возвращают с большим опозданием. На фармацевтов попросту давят, вынуждая подписываться под этой программой. Получается, что они формально соглашаются, а потом просто игнорируют бесплатные рецепты”, – рассказывает Надутый.
Информацию о массовых неплатежах подтвердил и глава Агентства Медицинского маркетинга Юрий Чертков, по словам которого, Минздрав неправильно просчитал потребности в доступных лекарствах, в итоге бюджетные деньги закончились и многим аптекам не платят никаких компенсаций.
Показательно, что в сентябре Кабмин принял постановление № 745-р, которым обязал местные власти рассчитаться по долгам с аптеками.
Сделать это они должны уже на днях – крайний срок, прописанный в документе – 1 ноября 2018 года. Но деньги на лекарства есть далеко не во всех местных бюджетах, особенно учитывая, что на них власти пытаются переложить и другие расходы, к примеру, зарплаты учителей.
Поэтому вопрос с долгами, скорее всего, перекочует в следующий год. Как рассказал владелец одной из аптек в пригороде Киева, попросивший не называть его имени, он согласился присоединиться к программе “Доступные лекарства” по личной просьбе главы сельсовета. Тому, якобы, спустили разнарядку, что нужно обязательно подключить аптеку к программе.
– “Теперь хочу отказаться. Мне должны около 100 тыс. грн. По меркам небольшой сельской аптеки – сумма немалая. Люди продолжают идти с рецептами, отказать старикам в таблетках от гипертонии я не могу, да и не хочу настраивать народ против себя, ведь тут все друг друга знают”, – рассказал фармацевт.
И такая ситуация по всей стране. Недавно никопольская сеть “Фармация” объявила, что прекращает отпускать бесплатные лекарства из-за больших бюджетных долгов.
Как пояснил Константин Надутый, многие аптеки пытаются обернуть ситуацию в свою пользу.
– “Втюхивают пациентам, помимо бесплатных, и другие лекарства, или убеждают купить препарат вместо выписанного в рецепте бесплатного, но “плохого”. И о многих случаях это срабатывает”, – пояснил эксперт.
По его словам, выделенного государством 1 млрд гривен слишком мало для украинцев с гипертонией, астмой и диабетом.
– “Оборот фармрынка – больше 100 млрд гривен в год. Получается, что государство покрывает только 1%. Чтобы программа действительно работала, нужны десятки миллиардов”, – пояснил он.
Таких денег в обозримом будущем не предвидится. По данным Нацслужбы здоровья, в 2019 году на программу планируется выделить 2 млрд гривен.
Изменится также схема их распределения – единственным задачником услуг станут НСЗУ, которая начнет отбирать аптеки ля участия в программе и платить им деньги.
Но бюджет программы все равно слишком мал, – уверены эксперты. Тем более, что производители, которые попали в список поставщиков бесплатных лекарств для украинцев, постоянно повышают на них цены, следовательно, государству приходится платить все больше.
Скажем, если в мае этого года тот же аэрозоль для астматиков “Беклофорт Эвохалер” стоил 140 гривен за упаковку, то уже в мае – 203 гривен, а в июне – 223 гривен.
Сомнительное лечение
Отдельный вопрос – насколько эффективны лекарства из бесплатного списка Минздрава. По словам Константина Надутого, Минздрав отменил статистические формы учета диспансерных групп, которые позволяли отслеживать результативность лечения хронических больных.
– “Из них можно было понять эффективна ли государственная программа – снизилась ли смертность, стало ли меньше осложнений и прочее. Но теперь об этом можно только гадать”, – говорит эксперт.
По словам ответственного секретаря Национальной медицинской палаты Сергея Кравченко, в Украине нет реестров пациентов в гипертонией, астмой и диабетом второго типа.
– “Следовательно, персонфицировать выдачу лекарств и проследить эффективность их использования просто нереально”, – говорит он.
Зато у многих украинцев, поучаствовавших в программе, ответ на этот вопрос есть.
– “С 2018-го, лекарство не выписываю, а те, что выписала не подходят. А то, что подходит, хотя бы раз в квартал выписывали, так нет же, нельзя. Да и цены на так называемые “доступні”, очень завышены. Плюс – когда идешь к семейному врачу, чтобы их выписать, то как минимум, это две хороших шоколадки врачу и медсестре к чаю, а это 50- 60 грн. Вот такая у нас получается доступность. Могли бы сделать электронный рецепт, хотя бы на полгода, так нет же, наверное, врачам невыгодно”, – написала в Facebook киевлянка Вероника Чумакова.
– “В программе “Доступные лекарства” нет препаратов от астмы на пожизненный, каждодневный прием. И отсутствуют медикаменты из перечня, по которому пульмонологи и аллергологи назначают лечение на длительный срок”, – жалуется киевлянка Наталия.
– “Собственно, эта программа изначально не преследовала цель обеспечить кого-то доступными лекарствами. Сразу было понятно, что это очередная схема по разделу бюджетных денег. А как раз с этой задачей она справляется на “отлично”, – подытожил Кравченко.
Читайте только лучшее: подпишитесь на Telegram-канал "Барометр".